Оренбургское кружево

Гостям выставки на нашем стенде мы предлагаем уникальную коллекцию изделий народного пуховязального промысла. Коллекция включает в себя изделия, изготовленные одними из лучших мастериц-пуховязальщиц оренбургской области из козьего пуха. Платки, шали, паутинки, палантины ручной работы. И пуховую ажурную женскую одежду: платья, кардиганы, жакеты, жилеты, свитерочки и пуловеры. А также варежки, перчатки, митенки и носочки.

Оренбургский пуховый платок, как гжель, палех, хохлома и другие выдающиеся явления русского народного искусства, давно перерос узкие границы нашей области. Он часть нашей общей российской народной культуры.

Оренбургский пуховый платок – это и теплая шаль, и очень тонкий, легкий, ажурный платок – «паутинка». Платок несет в себе все характерные черты, свойственные народному промыслу: традицию, исполнительскую преемственность, вариативность, коллективность и полностью ручное изготовление (обработка пуха, прядение, стращивание и вязание).

В платке воплотились вкус и талант вязальщиц многих поколений, сумевших в своих творениях подняться до высот подлинного искусства, одаривая нас не только теплом, но и удивительной красотой, сочетая в себе прекрасное и полезное в неделимом целом.

Кто же автор Оренбургского платка?

Производством пуховых платков занималось женское население казачьих русских станиц. Существует предположение, что вязание было заимствовано у кочующих калмыков. Но широко распространилось более 250 лет назад именно среди русского переселенческого населения. Знание технических приемов ручного вязания являлось прерогативой русского населения, прибывшего в Оренбургский край из разных губерний России. Подтверждением служат и названия узоров, которые являются одним из ценных источников выявления национальных корней оренбургского платка. Это «пшенка», «горох», «рыбка», «кошачьи лапки», «соты», «косорядка»,«глухотинка», «ягодки»…

Оренбургская земля в силу своего географического положения и исторического развития является местом проживания людей разных национальностей. Межнациональные контакты и отношения, благожелательные и дружеские связи закономерно приводят к более открытому восприятию культуры другого народа. История промысла показывает процесс проникновения в орнаментацию платка художественных традиций культуры разных народов. Башкирские мастерицы переняли у русских технику пуховязания и узоры.

Национальный состав промысла многообразен и платок является отражением вкусов, этнических пристрастий и национальных традиций мастериц. Существуют замечательные династии татарских и башкирских мастериц, где вяжет уже третье поколение женщин. Платки, выполненные татарскими и башкирскими мастерицами, отличаются более густым орнаментированным полем. Национальный характер проявляется в создании собственных орнаментальных форм и узоров. Так, в 80-е годы прошлого века в орнаментальную структуру платка вошло изображение восьмилучевой звезды – излюбленного декора мусульманской архитектуры. В настоящее время не только татарские, но и русские вязальщицы стали вывязывать восточную звезду в своих платках. Также популярен относительно новый узор “веточки ландышей”. Оренбургский платок прочно связал воедино творчество вязальщиц разных национальностей.

Главное, платок создается руками женщины, в сердце которой гармония и согласие с собой и всем ее миром. Открытость и отзывчивость оренбургских мастериц, душевную щедрость и гостеприимство хранит оренбургский пуховый платок.

Цель нашей работы, а именно участие в выставках – пропаганда и развитие национального народного промысла, привитие любви к родному краю, сохранение традиций, поддержка талантливой молодежи. И второе - экономическая поддержка оренбургских пуховязальщиц, так как без финансовой поддержки семейного промысла не возникнет желание создать произведение искусства. Ведь можно связать теплую добротную шаль на рынок и выручить определенную сумму для семейного бюджета, но совсем другое связать ажурную, легкую, воздушную паутинку, вложив свою душу, умение, творчество, а значит вдохновение и желание сотворить что-то лучшее, красивое, тем самым сохранив народный промысел.

Почти для всех оренбургских мастериц семья была основной школой мастерства. Раньше пуховязальным производством занималось почти все женское население области. Приобщение к традициям промысла наиболее естественно происходит в родном доме. Для юных вязальщиц учителями являются мамы и бабушки. Издавна девочек обучали вязанию в семье, и только в семье. Основные профессиональные навыки передавались от матери к дочери, от бабушки к внучке. Вхождение детей в общее семейное дело было естественным, как и всякий домашний труд. Семейная профессия передавалась по наследству, что, по сути являлось гарантией жизнеспособности промысла. Новое поколение, сохраняя все лучшее, привносило в искусство пуховязания свое, сегодняшнее понимание красоты. Промысел продолжал жить. И мы своими выставками вносим посильный вклад в дело поддержания семьи, женского рукоделия, труда надомниц, что важно именно для женского надомного труда, так как мать, находясь дома, имеет возможность и создавать изделия, получая доход, и воспитывать детей.

На нашем стенде представлены изделия полностью ручной работы, выполненные с соблюдением всех технологий оренбургского пуховязания. Авторские изделия. В связи с тем, что мастер вяжет платок без эскиза, устно производя подсчет петель, создавая рисунок в процессе вязки, двух одинаковых платков не бывает. Все работы разные, повторяются лишь узоры в разной последовательности. Композиционно платок состоит из узорных зубчиков, каймы, обрешетки и самого центра - плата. Зубчики, говорят мастерицы, появились как защита женщины-хозяйки платка от нечистой силы. Классический платок в центре имеет пять ромбов, образующих крест и называется пятикруговым, так как ромб олицетворяет солнце. В нашу коллекцию входят теплые шали, ажурные платки, паутинки, палантины и косынки. А также женская одежда. Изделия из козьего пуха двух основных цветов: белого и серого. Все остальные оттенки являются переходными: коричневато-серый, темно-серый, стальной, мышиный, серебристый, светло серый, тенисто-белый, снежно-белый и т.д. Сочетание серого пуха с белой блестящей шелковой основой даёт красивый перламутровый эффект. Белый платок может быть отбелённым белоснежным, либо натурального оттенка экрю. Размеры платка от 100 на 100 см, до 200 на 200 см. Палантина – от 150 на 60 см, до 210 на 80 см. Ажурные платки или паутинки проходят в обручальное кольцо и помещаются в скорлупу гусиного яйца, что подтверждает качество пуха и искусство автора в прядении нити и вязании. В старину каждому размеру платка соответствовало своё кольцо. Стоимость платка приравнивалась к стоимости коровы.

Оренбургская порода коз – единственная в нашей стране, обладающая самым тонким (14-16 микрон), эластичным пуховым волокном, не грубеющим в процессе носки. Его отличает блеск и шелковистость, естественная однотонная окраска, малая теплопроводность. Только в оренбургских степях с резко-континентальным климатом, очень холодными вьюжными зимами и жарким летом, степными травами, живёт наша козочка. В конце зимы – начале весны с козы вычёсывают самый лучший пух. Тонкое пухового волокно позволяет мастерице создать легчайшую ажурную паутинку, невесомую и тёплую одновременно. До шестнадцати операций по обработке пуха, многократной прочёске, прядению, трощению и вязанию приходиться выполнить мастерице, и только в хорошем настроении, с душой, чтобы получился настоящий платок. И конечно же широко известно неповторимое ажурное многообразие узоров платка. Подтверждение этого - двух одинаковых платков не бывает.

Несмотря на разнообразие вкусов и взглядов, а также на огромный ассортимент набивных платков и шалей, оренбургские платки с теплым ласковым пухом не могли не цениться женщинами среднерусской полосы в течении холодной осени, морозной зимы и ранней весны. Одно из достоинств платка – пластичность, его податливость и мягкость. Он великолепен в расправленном виде, когда раскрывается богатый узор, он же совершенно преображается в складках и драпировках.

В России к шалям питали особую любовь. С их помощью можно подчеркнуть как величавость и горделивость фигуры, так и хрупкость и изящество. Умение красиво носить шаль высоко ценилось. Шаль или паутинка давала единственную возможность придать законченность, завершенность женскому наряду, могла сохранить в секрете недостатки женской фигуры.

У нас есть потрясающая, совершенно уникальная русская вещь- оренбургские пуховые платки! Только в России умеют вязать такую тонкую и нежную паутинку кремого, белого и всех оттенков серого цвета…

Оренбургский пуховый платок - визитная карточка Оренбуржья. Хотелось бы чтобы наши гости по праву восхитились оренбургским теплым чудом, нам есть чем гордиться!

 

Slide background
Slide background
Slide background
Slide background
Slide background